Межведомственный
комплексный план мероприятий на период 2015 -2017 годов
по
обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов
№ п. п. |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственные ФОИВ и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации |
Контрольные мероприятия по исполнению,
состоянию реализации |
Обеспечение реализации |
Ожидаемые результаты |
|
||||||
Общесистемные организационные
мероприятия |
|
||||||||||||
1. |
Включение в
проект государственной программы «Доступная среда» на период 2016-2020 годов
раздела мероприятий по повышению доступности профессионального образования
для инвалидов (протокол от 26 марта 2014 г., № 6, п. 3) |
|
Минтруд России, Минобрнауки России |
|
|
|
|
||||||
2. |
Разработка и
внедрение мер, направленных на получение инвалидами профессионального
образования в образовательных организациях культуры и искусства и
трудоустройства инвалидов в учреждения культуры (протокол от 26 ноября 2014 г.
№ 9, п. 5) |
2015 год, далее
- постоянно |
Минкультуры России, Минобрнауки России, Минтруд
России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Доклад в Комиссию при Президенте Российской
Федерации по делам инвалидов, ноябрь 2015 г., далее - ежегодно |
|
Реализуемый комплекс
мер |
|
||||||
3. |
Совершенствование
системы статистического учета
образования инвалидов через взаимодействие баз данных федеральных органов
исполнительной власти и субъектов Российской Федерации (протокол от 24 июля
2014 г. № 7, п. 3, протокол от 30 сентября 2014 г. № 8, п. 4) |
|
|
|
|
|
|
||||||
3.1. |
Внесение
Минобрнауки России предложений по изменению форм федерального статистического
наблюдения № СПО-1 и ВПО-1 |
До 1 июня 2015
г. |
Минобрнауки России |
|
Департамент стратегии, анализа и
прогноза, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО, Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Предложения,
внесенные Минобрнауки России в Росстат |
|
||||||
3.2. |
Утверждение
Росстатом представленных Минобрнауки России форм федерального статистического
наблюдения № СПО-1 и ВПО-1 |
До 10 сентября
2015 г. |
Росстат, Минтруд России, Минобрнауки России |
|
Управление статистики труда, науки.
образования и культуры Росстата, Департамент стратегии, анализа и
прогноза Минобрнауки России |
Приказ Росстата
об утверждении форм федерального статистического наблюдения № СПО-1 и
ВПО-1 |
|
||||||
4. |
Разработка
Федерального реестра инвалидов |
Декабрь 2015 г. |
Минтруд России |
|
Департамент государственной политики в
сфере защиты прав детей, Департамент государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО, Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Разработанный
Федеральный реестр инвалидов |
|
||||||
5. |
Разработка
предложений по включению в формы Федерального реестра инвалидов позиций,
обеспечивающих учет индивидуальных образовательных траекторий и последующего
трудоустройства инвалидов |
До 1 июня 2015
г. |
Минобрнауки России |
Внесенные в Минтруд России предложения |
Департамент государственной политики в
сфере защиты прав детей, Департамент государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО, Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
|
|
||||||
6. |
Внесение
изменений в приказ Минобрнауки от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию» |
до 1 августа
2015 г. |
Минобрнауки России, общественные организации инвалидов |
|
Департамент государственной политики в сфере
высшего образования |
Измененный приказ Минобрнауки от 10 декабря 2013 г.
№ 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной
организации, подлежащей самообследованию» |
|
||||||
7. |
Внесение изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 10 июля 2013 г. № 582«Об утверждении Правил размещения на
официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об
образовательной организации» |
3 квартал 2015
г. |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Измененное постановление Правительства РФ от 10 июля
2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет и обновления информации об образовательной организации» |
|
||||||
8. |
Мониторинг профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам: |
4 квартал 2015
г., далее - ежегодно |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, Департамент государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО |
Аналитическая информация |
|
||||||
8.1. |
приема инвалидов
на образовательные программы среднего профессионального и высшего образования |
|
|
|
|
|
|
||||||
8.2 |
предоставления
специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы; |
|
|
|
|
|
|
||||||
8.3. |
предоставления
услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков; |
|
|
|
|
|
|
||||||
8.4. |
обучения и
последующего трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, получивших общее образование с использованием дистанционных
образовательных технологий |
|
|
|
|
|
|
||||||
9. |
Разработка и
утверждение тарифной сетки оплаты и нормирования труда переводчиков русского
жестового языка, тифлосурдопереводчиков |
IV квартал 2015 г. |
Минтруд России,
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, ведущие образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования |
Ведомственный
нормативный акт |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
10. |
Разработка и
утверждение региональных программ содействия трудоустройству инвалидов и их
закреплению на рабочих местах |
IV квартал 2015
г., далее ежегодно |
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные
организации среднего профессионального и высшего образования |
Программы
содействия трудоустройству инвалидов |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования |
|
|||||||
10.1 |
разработка индивидуальные
карт трудоустройства |
IV квартал 2015 г |
|
|
|
|
|||||||
11. |
Обеспечение
контроля над соблюдением образовательными организациями высшего образования
требований к организации образовательной деятельности с учетом особенностей
обучения инвалидов (протокол от 24
июля 2014 г. № 7, п. 7) |
Постоянно |
Рособрнадзор, Минобрнауки России, общественные
организации инвалидов |
Доклад в Комиссию при Президенте по делам инвалидов
ежегодно до 15 мая года, следующего за отчетным |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
|
|||||||
12. |
Разработка методических
рекомендаций по вопросам организации инклюзивного образования и создания
специальных условий для получения профессионального образования инвалидами
(для экспертов Рособрнадзора) |
Сентябрь 2015 г.
|
Рособрнадзор |
Методические
рекомендации |
|
Разработанные
методические рекомендации по вопросам организации
инклюзивного образования и создания специальных условий для получения
профессионального образования инвалидами |
|||||||
13. |
Разработка и утверждение требований к
программам повышения квалификации экспертов Рособрнадзора по
вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий
для получения профессионального образования инвалидами |
Октябрь |
Рособрнадзор |
Требования к программам |
|
Утвержденные требования к программам повышения квалификации экспертов Рособрнадзора по вопросам организации
инклюзивного образования и создания специальных условий для получения
профессионального образования инвалидами |
|||||||
14. |
Проведение
научно-практического форума по инклюзивному профессиональному образованию |
Ноябрь 2015 г.,
далее - ежегодно |
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, |
Форум по инклюзивному образованию |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, ведущие образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования |
Аналитические
материалы |
|||||||
15. |
Проведение
выездных совещаний в федеральных округах Российской Федерации по исполнению
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по формированию перечня мероприятий по
созданию в профессиональных образовательных организациях условий для
получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (подпункт «в» пункта 2 Указа № 597) |
Ежегодно, в
2015/16 годах |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Отчеты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению Указа
Президента Российской Федерации |
|||||||
16. |
Организация
экспериментальной площадки по проведению научно-исследовательских работ по
разработке нормативного, кадрового и технологического (методического,
инструментального, материально-технического) обеспечения реализации основных
профессиональных образовательных программ |
Необходимо
финансирование со стороны Минобрнауки России |
Минобрнауки России, общества инвалидов |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» |
|
|||||||
17. |
Внесение
изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования и высшего образования в области «Образование и
педагогические науки» в соответствии с профессиональными стандартами |
С 2015 года по
мере выхода профессиональных стандартов |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Ведомственный
акт |
|||||||
18. |
Разработка
профессиональных стандартов учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора,
помощника (ассистента) |
Декабрь |
Минтруд России, Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере защиты прав детей, Департамент государственной политики в сфере высшего
образования, Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
В рамках
контракта по итогам конкурсных процедур |
|||||||
|
Мероприятия по работе с
абитуриентами из числа инвалидов |
||||||||||||
19. |
Подготовка
методических рекомендаций для профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования по профессиональной
ориентации инвалидов в соответствии с их индивидуальными возможностями и
потребностями рынка труда |
Декабрь 2015 г. |
Минобрнауки
России Минтруд России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, Департамент государственной политики в
сфере защиты прав детей |
Методические
рекомендации |
|||||||
20. |
Разработка
методических рекомендаций по профессиональной ориентации детей-инвалидов и
детей с ОВЗ обучающихся в инклюзивных образовательных организациях и в
специальных (коррекционных) школах |
декабрь 2015 г. |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере защиты прав детей, Департамент государственной политики в
сфере общего образования |
Методические
рекомендации |
|||||||
Мероприятия в системе среднего
профессионального образования |
|||||||||||||
21. |
Совершенствование
системы методического сопровождения разработки и реализации образовательных
программ среднего профессионального образования для обучения инвалидов по
нозологическим группам, в том числе с учетом обеспечения возможности обучения
в дистанционной и электронной формах |
декабрь |
Минобрнауки России, заинтересованные ФОИВы субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Методические
рекомендации по разработке и реализации образовательных программ с учетом
особенностей нозологических групп |
|||||||
22. |
Создание в
субъектах Российской Федерации
ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе
ведущих профессиональных образовательных организаций |
сентябрь |
субъекты Российской Федерации, Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации |
|||||||
23. |
Создание системы
повышения квалификации педагогических кадров и вспомогательного персонала,
работающих с инвалидами, в том числе подготовка педагогических работников,
владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения |
2016 г., затем
ежегодно |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО |
Перечень тем и
рекомендуемых образовательных организаций, учебно-методические комплексы |
|||||||
24. |
Анализ
региональных программ развития профессионального образования в части формирования
лучших практик создания специальных
условий для получения образования инвалидов |
октябрь |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Селекторное
совещание с руководителями органов государственной власти, осуществлявшими
управление в сфере образования |
|||||||
25. |
Информационная
поддержка программы развития «Abilympics» в части создания
новой эффективной системы профессиональной ориентации, мотивации, социальной
реабилитации и трудоустройства людей с инвалидностью |
ежегодно |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Информационная
поддержка |
|||||||
26 |
Реализация
мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
на 2011-2015 годы, направленных на создание в профессиональных
образовательных организациях субъектов Российской Федерации условий для
инклюзивного образования инвалидов в части развития материально-технической
базы |
ежегодно |
Минтруд России, субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Отчеты в рамках
соглашений |
|||||||
27. |
Совершенствование
деятельности ведущих образовательных организаций высшего образования по
обеспечению доступности профессионального образования и последующего
трудоустройства инвалидов |
ежегодно |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в сфере высшего
образования |
|
|||||||
27.1 |
Внесение
положений об обеспечении доступности профессионального образования для
инвалидов в программы развития ведущих образовательных организаций высшего
образования |
до 1 сентября
2015 г. |
|
|
|
Измененные
программы развития ведущих образовательных организаций высшего образования |
|||||||
27.2 |
Создание
безбарьерных условий для получения образования инвалидами с различными
нозологиями |
до 1 сентября
2016 г. |
|
|
|
Созданная
безбарьерная среда |
|||||||
27.3 |
Разработка и
обеспечение реализации программ
дистанционного обучения инвалидов |
до 1 сентября
2015 г. |
|
|
|
Разработанные
программы дистанционного обучения
инвалидов |
|||||||
27.4 |
Формирование
отчетов по выполнению программ развития в части обеспечения доступности |
ежегодно, до 1
сентября текущего года |
|
|
|
подготовленные
отчеты |
|||||||
27.5 |
Создание системы
повышения квалификации научно-педагогических работников и вспомогательного
персонала ведущих образовательных организаций высшего образования |
ежегодно |
Минобрнауки России |
|
|
Перечень
тем и рекомендуемых образовательных организаций, учебно-методические
комплексы |
|||||||
28. |
Конкурс на
лучшую информационную поддержку инклюзивного образования |
Ежегодно, с
1 сентября 2015 года |
Минобрнауки России, общественные организации инвалидов, |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, Департамент информационной и
региональной политики |
Стимулирование
интереса к развитию инклюзивного образования |
|||||||
29. |
Совершенствование
системы методического сопровождения разработки и реализации образовательных
программ профессионального образования для обучения инвалидов по
нозологическим группам с учетом обеспечения возможности использования
дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) |
|
|
|
|
|
|||||||
29.1. |
Разработка
методических рекомендаций по организации инклюзивного высшего образования |
1 квартал 2016
г. |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Методические
рекомендации с учетом особенностей нозологических групп |
|||||||
29.2. |
Создание модели учебного
центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами |
до 1 декабря
2015 г. |
Минобрнауки России |
|
Минобрнауки
России, Московский государственный психолого-педагогический университет |
Созданная модель
учебного центра обучения инвалидов с использованием дистанционных технологий
на базе Московского городского психолого-педагогического университета |
|||||||
29.3 |
Создание сети ресурсных
учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе ведущих
образовательных организаций высшего образования |
до 1 сентября
2015 г. |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, ведущие образовательные организации высшего
образования |
Приказ
Минобрнауки России |
|||||||
30. |
Разработка
программ повышения квалификации педагогических кадров и вспомогательного
персонала в сфере профессионального образования, работающих с инвалидами |
до 1 сентября
2015 г., затем ежегодно |
Минобрнауки России |
|
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования, ведущие образовательные организации высшего
образования |
Программы
повышения квалификации |
|||||||
31. |
Меры по
подготовке переводчиков русского жестового языка |
|
|
|
|
|
|||||||
31.1. |
Внесение в
федеральный государственный образовательный стандарт по направлению
подготовки Лингвистика (уровень бакалавриата) видов деятельности, связанных с
переводом с русского жестового языка и соответствующих компетенций |
3 квартал 2015
г. |
Минобрнауки России, МГЛУ им. Мориса Тореза |
Обновленный федеральный государственный
образовательный стандарт |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Ведомственный
приказ |
|||||||
31.2. |
Организация
разработки примерной основной образовательной программы подготовки переводчиков
русского жестового языка |
4 квартал 2015
г. |
Минобрнауки России, МГЛУ им. Мориса Тореза |
Внесение примерной основной образовательной
программы в реестр Минобрнауки России |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
Примерная
основная образовательная программа |
|||||||
31.3. |
Мониторинг
кадровой потребности в переводчиках русского жестового языка по субъектам
Российской Федерации |
3 квартал 2015 г., далее - ежегодно |
Всероссийское общество глухих, Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации |
Внесенные в Минобрнауки России предложения по
распределению контрольных цифр приема в образовательные организации высшего
образования |
|
Обоснование
потребности в подготовке переводчиков русского жестового языка |
|||||||
31.4 |
Аудит образовательных
программ высшего образования, в рамках которых осуществляется подготовка
переводчиков русского жестового языка |
2 квартал 2015 г. |
Минобрнауки России |
Подготовлен реестр образовательных программ
подготовки переводчиков русского жестового языка |
Департамент государственной политики в
сфере высшего образования |
|
|||||||
32. |
Создание системы
рейтинга образовательных организаций высшего образования по обучению
инвалидов |
|
|
|
|
|
|||||||
32.2. |
Разработка
критериев и показателей рейтингования образовательных организаций высшего
образования |
3 квартал 2015
г. |
Всероссийские общество инвалидов, Минобрнауки России |
|
|
|
|||||||
32.3. |
Проведение мониторинга
по критериям рейтингования и публикация рейтинга |
4 квартал 2015
г., далее - ежегодно |
Всероссийские общество инвалидов, Минобрнауки России |
|
|
Опубликование в открытых источниках ежегодного
рейтинга образовательных организаций высшего образования по обучению
инвалидов |
|||||||
Мероприятия в системе профессионального обучения |
|||||||||||||
33. |
Анализ
региональных программ развития профессионального обучения в части создания
специальных условий для обучения лиц с различными формами умственной
отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования |
октябрь |
Минобрнауки России, субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Селекторное
совещание с руководителями органов государственной власти, осуществлявшими
управление в сфере образования |
|||||||
34. |
Разработать рекомендуемый
перечень профессий профессионального обучения для лиц с различными формами
умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего
образования |
сентябрь |
Минтруд России Минобрнауки
России субъекты Российской Федерации |
|
Департамент государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО |
Перечень профессий профессионального обучения |
|||||||
Критерии
и показатели эффективности мероприятий Межведомственный
комплексный план мероприятий на период
2015
-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для
инвалидов
№ |
Содержание
мероприятия |
Критерии и
показатели, характеризующие эффективность мероприятий |
Значение
показателей |
Ответственные
исполнители |
|||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||||
|
|||||||||
Общесистемные организационные мероприятия |
|||||||||
13. |
Повышение квалификации экспертов Рособрнадзора |
Доля экспертов, прошедших повышение квалификации |
10 % |
60 % |
100% |
Минобрнауки России |
|||
Мероприятия в системе профессионального образования |
|||||||||
21. |
Создание системы повышения квалификации
педагогических кадров и вспомогательного персонала в сфере профессионального
образования, работающих с инвалидами |
Доля педагогических работников прошедших
профессиональную переподготовку и повышения квалификации, от всего ППС |
2% |
15% |
30% |
Минобрнауки России |
|||
26.5. |
Создание системы
повышение квалификации научно-педагогических работников и вспомогательного
персонала ведущих образовательных организаций высшего образования |
Доля педагогических работников прошедших
профессиональную переподготовку и повышения квалификации, от всего ППС |
2% |
15% |
30% |
Минобрнауки
России |
|||